Выходные трансформаторы на

Выходные Трансформаторы Ламповых Усилителей

Трансформаторы / Июль 13, 2021

(полная авторская версия)

Сергей Комаров, UA3ALW Журнал "Радио" № 5 за 2005 г.

Уже давно утихли страсти в погоне за астрономическим количеством нулей после запятой в значении коэффициента нелинейных искажений; динамическим диапазоном в 120 дБ на выходе УЗЧ уже никого не удивишь; бумажные динамики с огромными тарелочными диффузорами признаны "неправильными" и теперь в чести исключительно компрессионные поршни; акустика с открытой задней стенкой осталась разве, что в гитарных комбиках, да в дедушкиных ламповых радиоприемниках середины прошлого века, которые бабушки, лишь по причине своей физической немощи еще не оттащили на свалки; да и сам материал звучащих шкатулок опустился с "музыкальной" елки до "глухих" спрессованных опилок...

Ламповый звук помаленьку стал признанным не только сумасшедшими аудиофилами, но и радиоинженерами. И вовсе не обязательно "перековывать" бабушкино столовое серебро на проволоку для выходных трансформаторов, а из обручальных колец от прошлых браков делать выходные клеммы усилителя, и гнезда входных "тюльпанов", чтобы наслаждаться прозрачным, чистым, нежным и музыкальным звучанием стареньких и тепленьких ламп. Чего это меня в лирику потянуло? - Да пишу эту статью как раз под именно такой звук! Есть же такое: "что вижу, - то пою!", а я вот, тут, - что слышу, то пишу! Потому-то так и получается!

Однако, для гармонии важно соблюдение принципа "Все хорошо в меру". Ведь даже если убрать вроде бы такое явление, как уровень шума до нуля или ниже порога слышимости, это вызовет утомление слуха и звук с такими "мертвыми" паузами слушать будет неприятно. Наши мозги интерпретируют абсолютную тишину, как невозможную ситуацию, - в природе всегда присутствует естественный шумовой фон. И если вдруг, "разогнав" чувствительность уха до максимально возможного значения мозг все равно не получает никакого сигнала, это ему говорит о неисправности и мы это ощущаем, как будто уши заложило! Очень неприятное ощущение. Вот и идеально правильный, рафинированный звук с динамическим диапазоном от абсолютной тишины до рева влетающего лайнера, не доставляет удовольствия. Для комфортного "душевного" звучания нужен звук с обязательным присутствием неких неидеальностей, которые с точки зрения инженерных решений значительно упрощают задачу разработчика! И одновременно с этим делают комфортный и приятный звук доступным очень многим радиолюбителям. Вот об этом мы здесь и поговорим!

Источник: www.radiostation.ru